2017-09-13 10:48:40:Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников


  • Босова Оксана Сергеевна
Тема: «Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников» Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы его дети учились увлеченно, с интересом на уроках математики научились не только считать, но и думать, чтобы по окончании начальной школы у детей было развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление. От того, насколько сформировано мышление у ребѐнка, поступающего в школу, будет во многом зависеть успешность обучения вообще, и математике в частности. Возникает вопрос, а как же улучшить мыслительную деятельность учащихся, сделать их ум более гибким, научить мыслить, какие средства использовать. В своей педагогической деятельности я использую нестандартные, развивающие задания, которые не только повышают интерес к изучаемому материалу, но и активизируют мыслительную деятельность учащихся. Вы хотите, чтобы ребенок был успешен в школе? (да) И я тоже хочу, чтобы мой ребенок и дети моего класса были успешны. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Несомненно, все из них очень важны, но приоритет в своей работе я отдаю развитию логического мышления, так как логика является метапредметной основой всех знаний и важнейшей частью образовательного процесса вне зависимости от преподаваемого предмета. Умение мыслить логически, выполнять умозаключение без опоры на наглядность, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Главная цель моей работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети делали выводы из тех суждений, которые им предлагаются в качестве исходных. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» А. Дистервег Большое значение для развития у учащихся умения осуществлять нетривиальный анализ имеют частично-поисковые и содержательно-поисковые задачи. К ним относятся задания на определение закономерности, на нахождение принципа группировки и расположения цифр, на нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос. Для формирования логического мышления я использую следующие развивающие упражнения • Задачи на смекалку. • Задачи-шутки. • Числовые фигуры. • Задачи с геометрическим содержанием. • Логические упражнения со словами. • Математические игры. Данные задания не только развивают умения анализировать, рассуждать, комбинировать, обобщать, но и активно формируют весь процесс мышления. Используя на уроках такие виды заданий, я заметила, что учащиеся с интересом выполняют предложенные задания, составляют аналогичные задания, лучше усваивают учебный материал, таким образом, процесс обучения математике не сводится только к вычислительным действиям, а становится основой развития личности ребенка. Данная система работы способствует разностороннему развитию учащихся, повышает уровень активности, создает благоприятные условия для самоутверждения, что в конечном итоге приводит к повышению уровня адаптации первоклассников в школе и улучшению успеваемости. Заключение Практика показала, что при направленном развитии мышления, учебный процесс приобретает для школьников личностный смысл. Использование нестандартных заданий способствует развитию мыслительных операций, таких как обобщение, анализ, синтез, сравнение, классификация, абстракция. Повышение уровня мыслительной деятельности привело к улучшению качества знаний учащихся не только на уроках математики, но и по всем другим предметам. Ученики не испытывают особых затруднений при решении нестандартных заданий, умеют выстроить план решения такого задания, составляют аналогичные. После применения данной системы работы повысился интерес учащихся к изучению учебного материала по математике. На уроках ребята стали работать активнее и с большим удовольствием. В своей работе я рассмотрела прием решения нестандартных заданий, как способ развития мышления у учащихся начальных классов на уроках математики. Во время занятий пытаюсь научить детей не только находить способ решения нестандартного задания, но и составить аналогичное. На уроках организовываю ситуации поиска, способствующие развитию познавательной активности учащихся и повышению интереса к изучаемому материалу. Работа по развитию мышления важна на всех этапах учебной деятельности учащихся. Это способствует повышению качества знаний не только по математике, но и по другим предметам.