2018-12-06 15:13:12:Спорт и православие


  • Борисенкова Лилия Ивановна, преподаватель

Спорт и православие

Л.И.Борисенкова, преподаватель ФГБУ ПОО

«Смоленское государственное училище(техникум) олимпийского резерва»

Современные православные христиане задаются вопросом: нужны ли спорт и физическая культура православному человеку? Действительно ли нравственные ценности – это будущее человечества?. Святые отцы, подвижники не были спортсменами, не следили за своим телом, могли провести целый день, да и не один, в посте и молитве. Однако они отличались завидной силой духа, силой воли и физическими качествами. Молитвенный подвиг без физического труда был бы неполным. В каких же условиях жили и трудились не только подвижники, но и наши бабушки и дедушки в XX веке.

В жизни человека было намного больше трудностей: ручная работа, передвижение пешком до места работы или храма занимало порой несколько десятков километров в день. Это вполне заменяло физическую подготовку, которой сегодня нет у многих молодых людей. Наша жизнь сильно изменилась из-за комфорта, прогресса, давших возможность получать многие блага без особых усилий. Поэтому данная проблема сегодня актуальна и требует определенного решения.

Так, святой Алексий Мечев, рекомендует заниматься гимнастикой, чтобы бороться с праздностью и развивать в себе волю. Церковь, безусловно, поддерживает занятия физической культурой и спортом. Более того, согласно учению Церкви, человек – это существо, состоящее из духа, души и тела. И тело, как храм души, должно поддерживаться в соответствующем виде. В этом плане нет особых запретов для занятий спортом, физической культурой.

К важнейшим общекультурным функциям физической культуры и спорта относятся духовные функции: мировоззренческие, отражающие особенности проявления форм общественного сознания в сфере физической культуры (идеологическая, философская, научная, идейно-политическая, нравственная, правовая, религиозная), творческая (развитие творческих сил человека), информационная (обеспечение культурной связи поколений через накопление, сохранение и передачу социального опыта физической культуры), нормативная и оценочная (нормирование общественной потребности в развитии физических способностей членов общества), гедонистическая (получение физического и духовного удовольствие от двигательной активности), катарсическая (с помощью средств физической культуры и спорта снимается излишнее психическое напряжение), эстетическая (формирование эстетических способностей) .

А некоторые современные миряне о физкультуре даже слышать не хотят. Точно подметил православный писатель Виталий Бондарь: «Отношение к физической культуре, к тренировке и закалке тела у многих, мягко говоря, неоднозначное. Налицо ярко выраженные крайности: с одной стороны, безудержный культ и ублажение тела, навязываемые СМИ, с другой – полное пренебрежение к телу, вплоть до отказа от лечения». Такое пренебрежение некоторых православных, возможно, провоцируется культом тела, навязываемым назойливой рекламой, и является как бы ответной реакцией на информационный террор. Отношение к своему телу, как к культу, наращивание мышц, приобретение званий и титулов любым способом, не взирая ни на духовные, ни на нравственные ценности, приводит к проявлению тщеславия и самолюбия. Важно, какие цели человек ставит перед собой: отношение к спорту, как к личному достижению или упование на помощь Божью, благодарность за полученный результат.

Ведущие ученые отмечают, что физическая культура и спорт способствует целостному развитию личности, комплексно воздействуя на тело, ум и духовный мир человека (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, В.И. Столяров,)

Нравственным примером нашего времени могут стать спортсмены паралимпийцы. Спорт помогает им преодолевать свои страхи, свою немощь. С одной стороны, зарабатывая на «кусок хлеба», они доказывают своим примером, что сила духа выше физических недостатков. С другой стороны, их можно сравнить с подвижниками, выполняющими порой непосильный физический подвиг благодаря помощи Божьей и моральной стойкости духа.

Занятие физической культурой и спортом тренирует волю и терпение. В духовной жизни без терпения и воли мало что достигается. Преподобный Серафим Саровский, отвечая на вопрос, почему в мире столько христиан, но мало кто спасается, ответил очень просто: «Потому что им не хватает мужества». А мужество воспитывается, когда человек действительно тренирует свою волю в достижении цели и умении терпеть.

Время не стоит на месте, развивается цивилизация, развивается молодое поколение, повышается уровень качества образования.

Сегодня, как никогда важно, чтобы и спорт стал одним из инструментов воспитания молодежи. Ведь привить моральные устои можно именно через спорт и культуру. Спорт помогает по-настоящему стать сильными духом. Это целая школа смирения, терпения, борьбы, благодаря которой формируется бойцовский характер. И человек, если он действительно становится спортсменом высокого класса, в жизни сможет много чего сделать. Таким ярчайшим примером является Александр Карелин - советский и российский спортсмен, борец классического стиля, государственный и политический деятель, депутат Государственной Думы пяти созывов. Заслуженный мастер спорта СССР, Герой Российской Федерации.

Вместе со спортсменами на Олимпийские игры всегда отправляется большая команда людей, которые тоже вносят свой вклад в победу. И, помимо тренеров, врачей и психологов, уже не первый раз на главное спортивное событие отправляются священники. Присутствие духовника на ответственных международных соревнованиях – хорошая и добрая традиция, сложившаяся между РПЦ и Олимпийским комитетом России. Олимпийскую сборную России уже больше 10 лет на соревнования сопровождает духовник. В августе 2016 года , настоятель храма в честь святого князя Дмитрия Донского в Северном Бутове протоиерей Андрей Алексеев был назначен духовником олимпийской сборной России по благословению Святейшего Патриарха. У отца Андрея к тому моменту уже был 16-летний опыт работы со спортсменами. В частности, была создана Православная спортивная лига при храме святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове. Еще была открыта в Москве спортивная школа, где дети занимаются более чем 20 видами спорта! Отец Андрей и сам регулярно там тренируется, играет в футбол, теннис и бадминтон. До этого много лет (четыре олимпиады) сборную постоянно сопровождал известный московский священник протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая в Толмачах.

Церковь, приходя к спортсменам, должна сохранять свое основное призвание — свидетельствовать о правде, помогать людям в их духовной жизни, служить делу спасения человеческих душ. Спорт — это средство возвышения как физической, так и духовной культуры человека. Это средство совершенствования человеческой личности. Как средство совершенствования человеческой личности спорт не только может, но и должен быть инструментом Церкви в деле работы с человеческими душами.

Феномен спорта заключается в том, что человек преодолевает свои возможности путем ограничений и длительных тренировок, достигает новых, невиданных результатов, добивается новых возможностей своего тела. В каком-то смысле путь спортсмена очень близок к пути аскета, ведь и в христианской аскетике есть самоограничение, напряжение воли для достижения конкретной цели. Без волевых усилий, без самоограничения не может быть никаких достижений в области спорта, как и в духовной жизни не может быть успехов без самоограничения и без подвига. Именно здесь и закладывается основа очень глубокого взаимодействия Церкви, христианского мировоззрения со спортом.

Использованная литература и интернет-источники:

1.Столяров, В.И. Спорт и культура: методологический и теоретический аспекты проблемы / В.И. Столяров // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. 1. Исторические и теоретико-методологические основания / Сост. и ред. В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков. - М..: Гумм. Центр "СпАрт" РГАФК, 1997.

2.Прокофьева Наталия Владимировна .Электронный журнал «Образование Ямала»Номер 16, Октябрь 2017 г.

3.Страница Храм святителя Василия Великого, Псковская Епархия «Нужно ли православным заниматься физкультурой и спортом?» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://hramnagorke.ru

4.Православие и спорт. Азбука здоровья [Электронный ресурс] // Режим доступа:https://azbyka.ru/zdorovie/pravoslavie-i-sport

5.Беседы с батюшкой. Спорт, физическая культура и православие (ответы протоиерея Сергия Рыбчак, настоятеля храма Петра и Павла г. Полевской, Екатеринбург) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://dysha.info/public/azbuka/3197-tv-soyuzru-besedy-s-batyushkoy-sport-fizicheskaya-kultura-i-pravoslavie-video.html

6. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта. Страница Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата[Электронный ресурс] // Режим доступа: www.patriarchia.ru/db/text/5215803.html


К публикации приложен файл:
http://росмедаль.рф/publication-files/статья Спорт и православие.docx