2019-08-19 19:22:40:Уральские сказы


  • Шарафутдинова Светлана Валерьевна

Уральские сказы

Шарафутдинова С.В.

воспитатель

МАДОУ «ДС № 100 г. Челябинска»

Курчатовский район

Дошкольный возраст является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающего мира, для интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей.

Региональный компонент, основанный на принципе включения, обучающихся в родную этнокультурную среду и национальные традиции в дошкольном образовании помогает детям ощутить и осознать собственную принадлежность к малой Родине, посеять и взрастить в детской душе семя любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей – соотечественников.

Н.К. Крупская, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора указывала, что «основной источник впечатлений дошкольников - их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут».Педагог детского сада должен вносить в детский коллектив связь между родным краем и всей страной, объединяя полученные знания невидимой паутиной любви к Отечеству.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования работа педагогического коллектива должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Путем проведенного мониторинга детского развития было выявлено, что дети имеют минимальные знания о своем городе, крае, его традициях и культуре, так же было обнаружено, что большинство детей затрудняются в передаче различных чувств, у них не достаточно развиты творческие способности, речь детей пассивная. С целью комплексного решения выявленных недостатков было решено активизировать и поддерживать интерес к изучению родного края детей через театральную деятельность по средствам интеграции различных областей.

Был разработан и апробирован долгосрочный проект для детей подготовительного к школе возраста «Уральские сказы», благодаря которому дети познакомились с творчеством П.П. Бажова и с волшебным миром сказок, с красотой края, в котором они живут, с обрядами и обычаями людей, их бытом. Реализация проекта осуществлялась поэтапно и в соответствии с разработанным годовым планом.

Этап Мероприятия Результат

Организационный Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

Подбор художественной литературы и иллюстрационного материала.

НОД на тему: «Мой родной край -Южный Урал».

Беседа: «Моя Родина».

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах: рассматривание открыток, фотографий, иллюстраций значков. Театральный уголок.

Книжный уголок.

Мини-музей.

Сценарий сказки «Серебряное копытце».

Изготовление карты Челябинской области.

Дидактическая игра:

«Разрезные картинки с архитектурными объектами».

Коллекционирование

(открытки, значки, магниты).

Альбом «Златоустовская гравюра».

Альбом «Каслинское литьё».

Набор минералов «Камни».

Практический Во время организации НОД и совместной деятельности с детьми: прослушивание музыкальных произведений, изображение звуков природы при помощи шумовых инструментов, исполнение хороводных игр.

Пополнение костюмерной костюмами.

НОД по художественно эстетическому развитию (рисование) на тему: «Сказы П.П.Бажова». «Девочка в русском сарафане». Лепка на тему: «Серебряное копытце», «Птицы», Конструирование на тему:«Построй крышу Торгового Центра», « Кукольный театр».

Ручной труд. Изонить на тему: «Уральские горы», «Уральские самоцветы», «Каменный цветок»,

«Подарок для мамы».

Внести атрибуты для организации детьми самостоятельных спортивных подвижных игр (схемы, алгоритмы, карточки правил игр). Русская народная песня: «Уж ты, прялицамоя».Танец: « Камни самоцветные»

Сформировалась:песенное соло (девочки) и группа актёров (сказочник, Кокованя, Дарёнка, Мурёнка, серебряное копытце).

Создание мини-музея русского быта.

Выставка рисунков на тему: «Сказы П.П.Бажова»

Сертификат Об участии в Международном конкурсе рисунков «Моя малая Родина».

Альбом «Уральская роспись»

Коллективная лепка на тему: «Серебряное копытце». Аппликация: «Русская изба».

Дидактическая игры: «Укрась узором» ( сапоги-ичиги, тюбетейку, халат).

Конструктивно-модельная деятельность: «Построй крышу Торгового Центра»,

« Кукольный театр».

Работ в технике изонить на тему: «Уральские горы», «Каменный цветок», «Подарок для мамы»(фото).

Консультация для родителей:

« Подвижные игры с детьми 6-7 лет в семье»

Картотека народных игр

Макет по сказке «Серебреное копытце»

Презентация на тему:

Мастер-класс создания макета «Серебряное копытце».

Заключительный Театрализованное представление «Серебряное копытце» в двух действияхпо мотивам одноимённого сказа

П. П. Бажова. Видеозапись театрализованного представления «Серебряное копытце» в двух действияхпо мотивам одноимённого сказа П. П. Бажова.

Совместная деятельность детей, родителей и воспитателей позволила преодолеть традиционный подход, когда дети оказываются включенными в свою изолированную «ячейку»-возрастную группу и общаются с тремя взрослыми. Родители с большим удовольствием принимали участие: помогали в оснащении предметно-развивающей среды, участвовали в конкурсе проектов на тему: «Любимые места отдыха на Южном Урале», оказывали помощь в изготовлении декораций, костюмов, создании мини-музея «Южный Урал», принимали активное участие в международном конкурсе рисунков «Моя малая Родина». Данный проект явился настоящим доказательством высокой продуктивности, слаженной работы педагогов и родителей.

В результате реализации проекта у детей расширились представления о Южном Урале, его подземных богатствах и талантенародов, населяющих нашу землю. Появилось чувство любви к труду, гордости за силу и мужество через призму сказов уральского писателя П. П. Бажова. У детей повысился интерес к театрализованной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников, принимать роль и удерживать принятую роль во время разыгрывания сказки, появилась возможность проявить свои таланты, петь, танцевать, импровизировать, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Характерный скачок произошел в речевом развитии детей, произошло обогащение словаря, появилась выразительность движения. Дети научились согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру).

Таким образом, в нашей группе дети проживали в атмосфере уральской сказки, а театральная деятельность способствовала положительной динамике внедрения регионального компонента во все виды детской деятельности.

Реализация театрализованной деятельности через региональный компонент позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, ведь каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает место, в котором он родился и живет, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к региональному фольклору и национальной культуре.


К публикации приложен файл:
http://росмедаль.рф/publication-files/Шарафутдинова С.В..docx