2020-02-13 21:29:42:Игры для развития мелкой моторики детей с ОВЗ 4–6 лет в домашних условиях


  • Гуляева Наталья Михайловна

Для чего нужны игры и упражнения для развития мелкой моторики?

Подражание движениям рук, игры с пальчиками, стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Развитие движений включает:

развитие хватания: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно – правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние, учитывает в своих действиях форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой, большие – двумя руками, ребенок учится хватать предметы по-разному – кулаком, щепотью (тремя пальцами) или указательным и большим пальцами;

развитие соотносящих действий: ребенок учится использовать действия, когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки и др.);

стимуляция кожной чувствительности пробуждает ощущения собственного тела, служит основой для формирования схемы тела, для целевой координации движений, установления контакта с помощью движений;

подражание движениям рук: особенно важно научить ребенка подражать движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;

развитие движений кистей и пальцев рук: ребенок учится выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными.

Массаж и игры с элементами самомассажа

Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов.

Для массажа можно использовать разные порой необычные предметы: губка для мытья, травка для декораций, массажные мячики, кольца, шишки и др. Можно прокатывать предмет для массажа между ладошками, катать по каждому пальчику.

Можно предложить «погулять» пальчиками по «полянке», используя травку для декора сопровождая движения со словами: «- На полянке целый день скакали зайки (передвигают кончиками пальцев). Долго зайчики скакали (круговые движения пальцами). Напрыгались. Устали (ладошки проводят по «травке»)».

Игры на развитие соотносящих действий

Это сборно-разборные игрушки: пирамидки, матрешки, башни-вкладыши, панели с вкладышами, с помощью которых ребенок учится совмещать два предмета или две части одного предмета или несколько частей предмета.

Игры на развитие хватательных движений

Сортировать мелкие предметы.

Ребенку предлагают перемешанный в одной коробке (тарелке, подносе и др.) мелкий материал (бусины, пуговки, семечки и др., и он раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь определенным принципом: по размеру, цвету, форме. Необходимо следить, чтобы ребенок брал по одной бусине, захватывая ее щепотью или двумя пальцами. Вначале лучше предлагать крупный материал и не большое количество. В дальнейшем задание можно усложнять, увеличивая объем предлагаемого материала, а также усложняя принцип сортировки – сортировать на три, четыре группы.

Можно предложить раскладывать выбранный материал (бусинки, горошки и др.) в специальные ячейки (пластинки из под таблеток, емкость для льда)

Опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком.

Подберите сосуд с узким горлышком (можно использовать небольшую пластиковую бутылку) и мелкие предметы (камешки, фасоль, шарики или бусинки, детали мозаики). Предложите ребенку опускать их в бутылочку. Следите, чтобы ребенок брал по одной детали, обратите внимание, что бутылочку нужно придерживать второй рукой.

Работа с сухими бассейнами.

Бассейн можно изготовить из разного материала: фасоль, бобы, горох, любая крупа, пуговицы. Поместите в бассейн мелкие игрушки (колпачки, шарики, силуэтные картинки из картона и др.) и перемешайте с наполнителем. Попросите ребенка достать все игрушки из бассейна.

Игры на развитие движений кистей и пальцев рук

Данные игры направлены развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук, формирование ручных умений.

Наматывать на клубок (на катушку) толстую нитку или шнур.

Можно предложить разматывать нитку, а затем наматывать – сначала на толстую палку или катушку, затем сматывать нитку в клубок.

Нанизывать бусины на шнурок.

Помимо бусин можно использовать шарики, крупные пуговицы и любой самодельный материал, а вместо шнура толстую нитку или веревочку, проволоку. На другом конце шнура сделайте бант или узел, чтобы бусины не скатывались. Учите брать бусины двумя руками или щепотью (в зависимости от размера, другой рукой держать шнурок и продевать его в отверстие бусины. В случае затруднения можно использовать пластмассовую или деревянную иголку (или палочку с отверстием).

Шнуровка – это продергивание шнурка, проволоки или толстой нитки в отверстия. Основа для шнуровки может быть выполнена из разных материалов – ткани, поролона, картона, фанеры, в которой сделаны отверстия (легче пользоваться твердой основой).

Отстегивать и пристегивать прищепки.

Прикрепите прищепки на край игрушечного ведерка и предложите ребенку снять их. Покажите, как следует нажимать на концы прищепки одновременно двумя пальцами. Можно изготовить простые игрушки для занятий с прищепками: солнышко, тучка, ежик, жучок и т. д. помните, что научиться отстегивать прищепки легче, чем пристегивать.

Дорожка для пальчиков.

Дорожка может быть нарисованной или наклеенной из веревочки или из пришитых пуговиц. Учим ребенка проводить по дорожке одним из пальчиков (указательным, средним, мизинцем) или двумя пальцами «шагать» (указательным и средним, средним и безымянным)

Наряжать пальчики.

Можно наряжать пальчики разными колечками, а можно просто надевать резинки для волос на свои ручки или ручки, вырезанные из разного материала (пластмассы, дерева). Наряжая пальчики, называйте их имена: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.

Развивать моторику рук с успехом можно с известной всем игрой «Мозаика».

В начале ребенка учат выкладывать простые формы и узоры. Затем можно предложить выкладывать по картинкам-образцам. Можно выкладывать просто дорожки в чередовании 2х-3х цветов. А. если имеется набор разных пуговиц, то почему не дать ими ребенку поиграть? Пусть найдет одинаковые по цвету и размеру пуговки и выложит дорожку в чередовании, пусть попробует поиграть с ними, как с мозаикой и выложит цветочки.

Пальчиковые гимнастики

Главная задача пальчиковых гимнастик - умение подражать движениям рук взрослого в соответствии со стихотворным текстом. Ритм стихов способствует развитию координации, тонкой произвольной моторики. Для развития желания и интереса играть, нарядите пальчики в шапочки или перчатки с изображением персонажей пальчиковой гимнастики. Например:

Сидит белка на тележке.

Сидит белка на тележке,

Семья (согнутые кисти рук прижать к груди как

(руку сжать в кулак, поочередно лапочки)

разгибать пальцы, начиная с Продает она орешки:

большого пальчика) Лисичке-сестрички,

(правой рукой загибать по очереди пальцы на

Это пальчик – дедушка, левой)

Этот пальчик бабушка, Воробью, синичке,

Этот пальчик – папочка. Мишке толстопятому,

Этот пальчик – мамочка. Заиньке усатому.

Ну, а этот я. Кому в зобок,

Вот и вся моя семья (погладить себя по горлу сверху вниз)

(сжимать и разжимать пальцы) Кому в платок,

(протянуть вперед две ладони вместе)

Кому в лапочку.

(протянуть вперед одну, сложенную в виде

ложечки ладонь)


К публикации приложен файл:
http://росмедаль.рф/publication-files/Игры для детей с ОВЗ в домашних условиях.docx