2020-05-22 01:03:04:Дополнительное образование в условиях карантина


  • Богачева Наталья Валентиновна

Дополнительное образование в условиях карантина

Сегодня основное внимание сфокусировано на переходе базового образования в онлайн-формат. Между тем, в ситуации пандемии довольно остро стоит вопрос о том, как в новой реальности организовать дополнительное образование детей.

В условиях домашней самоизоляции для многих обучающихся оказалось не менее важным не прерывать заниматься искусством. Для части учащихся это важно, в том числе для подготовки к конкурсам, которые тоже оказались под угрозой срыва в текущей ситуации. Другая часть ищет возможности для самообразования и саморазвития в условиях самоизоляции.

Все ли формы прежнего взаимодействия можно перенести в онлайн и удаленный формат? По всем ли направлениям (областям, темам) есть возможности дополнительного образования? Требуют ли они расходов или доступны на бесплатной основе? Насколько продуктивны предлагаемые форматы, разнообразен контент? Предоставляются ли варианты только индивидуальных занятий или возможна работа групп, команд? Есть ли, и если есть, то, как устроена обратная связь, система оценивания? Можно ли перенести в онлайн конкурсы и мероприятия?

Конечно, практика дистанционного образования при реализации дополнительных общеобразовательных программ существовала и до пандемии, но масштаб ее использования был незначительным. Теперь же закрытие учреждений дополнительного образования в период карантина сделало этот формат не только возможным, но и необходимым. Как справится с этим вызовом организации? Какие существуют каналы и платформы для организации работы?

Платформы и сервисы

Оригинальных платформ для организации дополнительного образования детей, не очень много. Свои программы для дистанционного изучения предложили в основном крупные государственные организации дополнительного образования (например «Дворец творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара», «Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края», Республиканский ресурсный центр «Юные якутяне», Краевой центра развития творчества детей и юношества Ставропольского края и др.), но есть и муниципальные организации («Центр детского творчества» г. Муравленко ЯНАО, Центр детского и юношеского творчества Псковской области и др.), частные школы («Летово», «Новая школа» и др.), организации дополнительного профессионального образования (Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения и др.), Центры культуры и искусства (Центры культуры и искусства «Меридиан», «Капотня» г. Москва; «Тверской областной Дом народного творчества» и др.). По числу программ, реализуемых в дистанционной среде, лидирует художественная направленность.

Большинство организаций для реализации программ в условиях дистанционного обучения предложили использовать существующие платформы, технологические решения и приложения, а не созданные новые платформы или сервисы. Широко используются социальные сети (ВКонтакте, Instagram, Facebook). Довольно активно используется YouTube . Эфиры в Instagram, так как здесь можно регулировать доступ, видеоуроки доступны в течение 24-х часов, а если сохранить — то еще дольше. Это позволяет ученикам просматривать записи в любое удобное время и не быть привязанными к расписанию.

Наиболее часто содержание программ, размещенных в сети, представлено в форме видеоматериалов и видеолекций, сопровождающих их учебно-методических материалов, заданий к ним.

Видеоматериалы (например, минифильм) отличаются от видеолекций возможностью более наглядно показать ту или иную деятельность, характерные для нее явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Видеоматериалы, «оживляющие» созидательные, тренировочные процессы способствуют лучшему пониманию учебного материала за счет повышения информационной плотности, эмоциональной насыщенности.

Довольно распространенные форматы — мастер-класс или тренинг-семинар для отработки практических навыков, обмена опытом участников. Встречается и такой формат как «марафоны» — несколько мастер-классов по одной или разным темам, которые проходят на протяжении одной-двух недели и носят ознакомительный характер.

Преобладают программы, ориентированные на индивидуальное освоение учебного материала. Реже встречаются те, которые делают возможным групповую работу, — дискуссии, коллективные проекты, музицирование и т. д.

Более половины курсов не предусматривают получения оценки. Там, где она используется, встречаются варианты тестирования после каждого видео или материала для изучения, итогового тестирования, накопительной оценки (баллы за каждый правильный ответ, рейтинг учеников по накопленным баллам), оценивания выполненного проекта. Используются следующие варианты обратной связи во время занятий: оценивание педагогом, взаимооценка, обсуждение или исправление ошибок, неточностей, после занятий — обратная связь по домашней работе, пройденному материалу.

Обратная «живая» синхронная связь наиболее актуальна сейчас для тех, кто перешел на дистанционное обучение. Для онлайн-курсов «довирусной эпохи», где такой вид оценки был редкостью, основной упор делался на тестирование и автоматическую оценку.

Поддержка организации дистанционного обучения

Создание дистанционной программы — и до пандемии, и особенно во время ее, то есть в экстренном порядке, — довольно серьезный профессиональный вызов. И отрадно, что сегодня есть возможности получить поддержку в этой работе.

Методическая поддержка в период карантина предложена на федеральном уровне (например, Федеральные ресурсный центр Всероссийского центра развития художественного творчества). В рамках такой поддержки проходят навигация в информационных ресурсах и технологических решениях, распространение лучшего опыта, групповые и индивидуальные консультации и т. д.

На региональном уровне в работу включились Институты развития образования, региональные модельные центры, профильные ресурсные центры, методические центры (например, Тамбовская область, республика Башкортостан, республика Татарстан, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Хабаровский край и др.). Примером такого сопровождения на региональном уровне в художественной направленности дополнительного образования является Дирекция образовательных программ Департамента культуры г. Москвы, Академия цифровых технологий Санкт-Петербурга.

В рамках такой поддержки подготовлены нормативная документация, методические руководства и рекомендации, составлены реестры программ, проводятся вебинары и консультации для руководителей и педагогов дополнительного образования.

Правовое регулирование

Существующая нормативная база позволяет использовать электронное обучение и дистанционные технологии для дополнительного образования детей. Специфического регулирования использования дистанционных технологий в дополнительном образовании нет, а поэтому и существующие ограничения, и проблемы общие. К тому же текущую ситуацию с пандемией и заменой занятий можно охарактеризовать, скорее, как временный переход на самообразование (как форму обучения), осуществляющееся вне образовательной организации с использованием разнообразных ресурсов и дистанционных курсов.

Согласно ст.16 ФЗ «Об образовании в РФ» при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение учащимися — независимо от места их нахождения — образовательных программ в полном объеме.

Далеко не все организации, реализующие программы дополнительного образования школьников, могут оперативно организовать такую среду и обеспечить требуемое от этой формы качество обучения и безопасность хранения персональных данных учащихся. В условиях современных форм финансового обеспечения (государственно/муниципальное задание, персонифицированное финансирование) требуется переосмысление норм и правил, связанных с реализацией дополнительных общеобразовательных программ в дистанционной форме

Выводы

Сегодня большое количество детей оказались на самоизоляции «в четырех стенах». На первом этапе в этих условиях решались задачи адаптации практик повседневной жизни и обучения по школьной программе, вырос спрос на досуговые программы. Однако в условиях резко возросшей образовательной самостоятельности семьи появляются и первые признаки роста спроса на внешкольные образовательные программы, обеспечивающие продуктивное самообразование.

Факторами, негативно сказывающимися на востребованности семьями в условиях пандемии программ онлайн-форматов взамен традиционному режиму занятий становятся: ограниченность временных ресурсов родителей (обучение по основной программе, удаленная и домашняя работа), ухудшающееся материальное положений семей, недостаточность технических возможностей (отсутствие высокоскоростного Интернета, устройств доступа), неопределенность срока карантина, а также убежденность части родителей во вреде цифровых устройств.

Для многих родителей в условиях пандемии существенным барьером востребованности программ дополнительного образования становится утрата возможности обеспечить продуктивную занятость детей и подростков вне дома под присмотром опытного наставника.

Онлайн-рынок дополнительного образования вырос, но преимущественно за счет перевода на дистанционный формат программ тех организаций дополнительного образования детей, которые уже имеют свой контингент учащихся и закрылись для посещения на период карантина.

Основным форматом являются видеолекции (как синхронные, так и в записи). Доминируют занятия, ориентированные на индивида; групповая коммуникация, исследовательская и проектная деятельность встречаются редко.

Современные сервисы оценки с использованием искусственного интеллекта развиты слабо.

Можно утверждать, что отмечаемый сегодня экспертами применительно к школьному образованию перенос «аналоговых» методов обучения в онлайн-формат в дополнительном образовании выглядит проблематично.

Вместе с тем, опыт дистанционного дополнительного образования еще достаточно мал. В сложившейся ситуации эти процессы должны развернуться более широко и в свою очередь стимулировать изменения в методиках и практике.


К публикации приложен файл:
http://росмедаль.рф/publication-files/Дополнительное образование в условиях карантина.docx