2021-04-26 21:52:59:«СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА НА УРОКАХ НАРОДНОГО ТАНЦА».


  • Лоленко Юлия Борисовна

«СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

НА УРОКАХ НАРОДНОГО ТАНЦА».

Искусство танца неотделимо от музыки. Поэтому на занятиях хореографических классах с детьми работают два педагога - хореограф и музыкант ( концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, и художественно концертмейстер исполняет музыку. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях.

Гармоничное единение музыки и танца - прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания. На занятиях учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, в следствии чего формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление.

ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ:

1.Развитие музыкального восприятия метроритма;

2.Ритмичное исполнение движений под музыку, умение воспринимать их в единстве;

3.Умение согласовывать характер движения с характером музыки;

4.Развитие воображения, художественно-творческих способностей;

5.Повышение интереса учащихся к музыке, развитие умения воспринимать ее эмоционально;

6.Расширение музыкального кругозора детей.

ОБЯЗАННОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

В обязанности концертмейстера хореографических классов входят:

- Совместная творческая работа с педагогом-хореографом;

- Репертуарный подбор музыкальных произведений;

- Изучения опыта работы по эстетическому воспитанию детей в хореографических коллективах;

- Знакомство с новыми методиками "движения под музыку"

Результат работы в хореографических классах возможен только при сотрудничестве хореографа и музыканта. Важным моментом этого тандема являются психологическая совместимость, личностные качества хореографа и музыканта. Для настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия и взаимопонимания. Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в исполнительной деятельности учащихся.

Программирует и планирует работу в хореографических классах педагог-хореограф. Концертмейстеру часто приходится работать с несколькими педагогами и, чаще всего, концертмейстер приходит на уже готовую программу. Концертмейстер обязан знать план и программу каждого года обучения и каждого занятия. Сотворчество хореографа и концертмейстера необходимо во всех сферах(планирование, реализация учебной и постановочной работы).От концертмейстера не зависит построение занятий, это решает хореограф. А вот какова будет отдача, на каком эмоциональном уровне они пройдут, во многом зависит от музыканта, от подобранной и предложенной им музыки.

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДБОРА МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Технология подбора музыкальных произведений базируется на глубоких знаниях концертмейстером системно-хореографического образования и техники исполнения танцевальных движений.

Концертмейстер обязан знать:

- Школы и направления танцевального искусства;

- Традиционные формы, методы и этапы обучения детей хореографии;

- Хореографическую терминологию(на французском языке);

- Методику обучения и технику исполнения элементов народно-сценического танца.

Репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий должен соответствовать природе танца, базовой основой которого является народная музыка народов мира. К подбору музыкальных фрагментов предъявляются требования по следующим моментам:

- Характеру;

- Темпу;

- Метроритму;

- Форме музыкального произведения.

Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо постоянно пополнять и разнообразить. Постоянное звучание на уроках одного и того же музыкального материала ведет к механическому, не эмоциональному исполнению упражнений. Не желательна и другая крайность: слишком частая смена сопровождений рассеивает внимание учащихся, не способствует усвоению и запоминанию ими движений.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОЗНОКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ НА УРОКАХ НАРОДНО - СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА

1 этап: первоначальное знакомство с музыкальным произведением. На данном этапе ставятся следующие задачи:

- познакомить учащихся с музыкальными фрагментами;

- научить вслушиваться и эмоционально откликаться на выражение чувств;

- уметь точно выполнять preparation во время вступления;

В процессе освоения нового музыкального материала участвуют слуховой, зрительный и двигательный анализаторы. Поэтому материал дается в целостном виде, а не раздроблено.

2 этап: формирование умений в области музыкального исполнения движений, восприятие музыкального сопровождения в единстве с движениями. Здесь ставятся задачи:

- умение исполнять движения в соответствии с характером музыки;

- углубленное восприятие и передача настроения музыки в движениях;

- координация слуха и характера движений;

На этом этапе выявляются все неточности в исполнении, исправляются ошибки, постепенно вырабатываются оптимальные приемы выполнения хореографический заданий.

Этот этап продолжается длительное время. Идет тщательная подборка музыкального материала для каждого движения народно - сценического экзерсиса в соответствии с предъявляемыми требованиями ( квадратность, ритмический рисунок, характер мелодии, наличие затакта, метроритмические особенности, темп и размер).

3 этап: образование и закрепление навыков, то есть автоматизация способов выполнения заданий в точном соответствии с характером, темпом, ритмическим рисунком музыкального фрагмента. Он ставит следующие задачи:

- эмоционально - выразительное выполнение упражнений экзерсиса;

- развитие самостоятельной творческой активности детей;

На этом этане закрепляется все то , что отрабатывалось в процессе обучения на втором этапе. Слуховой и зрительный контроль подкрепляются двигательным. Ученики сознательно решают поставленные перед ними задачи, опираясь на приобретенные навыки слушания и танца.


К публикации приложен файл:
http://росмедаль.рф/publication-files/МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.docx