2018-03-05 13:21:24:Формирование учебной деятельности младших школьников средствами предмета «Русский язык»


  • Гранкина Лариса Михайловна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №60»

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Формирование учебной деятельности младших школьников

средствами предмета «Русский язык»

Выполнила Гранкина Л.М.

Новокузнецк, 2016

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

1. Методическая разработка по теме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

ВВЕДЕНИЕ

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, определили новые подходы к содержанию образования (обучения и воспитания), привели к созданию и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива. Поэтому в современных условиях процесс учения определяется не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

Для начального образования на данном этапе развития общества приоритетным, в частности, является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развития познавательных интересов и умений. Отсюда возникает необходимость формирования способов деятельности, связанных с познавательной и коммуникативной деятельностью учащихся, создание условий для их самовыражения в процессе учебно-познавательной деятельности.

В стандартах предлагается системно-деятельностный подход, основой которого является деятельность обучающегося.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие, снимающее оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Основная идея деятельностного подхода в обучении связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития субъекности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации. Таким образом, в качестве общей цели видится Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельности, контролировать ее ход и результаты.

Ориентация образования на «результат» тяготеет к такой форме взаимоотношений учителя и ученика, при которой делается акцент преимущественно на умственном развитии учащегося. Эта парадигма отвергает право учащегося на свободу выбора предметов по своему усмотрению. Учитель держится отчужденно и строго, его подход к ученикам сугубо деловой и профессиональный.

Ориентация же образования на «развитие» предполагает направленность на полное развитие каждого учащегося с точки зрения не только усвоения теоретических дисциплин, но и познания учеником самого себя и общества, в котором он будет жить.

Ребенок для учителя – субъект учебно-познавательной, воспитательной деятельности - видится как деятельностная целостность, как некое многообразие свойств, состояний, качеств, единство которых достигается в основных видах деятельности – в труде, общении, познании, в самообразовании своего внутреннего мира.

Реализация деятельностного подхода способствует формированию:

 мышления через обучение деятельности;

 системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

 целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Необходимо так организовать обучение, чтобы ученик на уроке не получал готовое знание, а «открывал» его в процессе собственной деятельности. Чтобы вовлечь учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, нужно продумать последовательность заданий, обеспечивающих эту деятельность ученика. Следовательно, по форме учебное содержание должно представлять систему учебных задач, каждая из которых несет строго определенную деятельностную нагрузку.

Использование моделей и алгоритмизация разбора частей речи помогает мне осуществлять деятельностный подход на уроках русского языка в начальной школе.

1. Методическая разработка по теме

Урок русского языка

Тема: «Разбор глагола по составу»

УМК – «Школа 2100», 4 класс, 2 часть

Цель – сформировать и закрепить у учащихся представление о порядке разбора глагола по составу.

Задачи:

 воспитывать коммуникативную культуру школьников;

 расширить запасы знаний учеников по предмету и формировать лингвистическую компетенцию;

 развивать и совершенствовать психологические качества личности школьников: любознательность, инициативность, трудолюбие, волю, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний;

 прививать любовь к русскому языку;

 прививать уважительное отношение к окружающим.

Оборудование: учебник русского языка для 4 класса, 2 часть; карточки с глаголами для детей, листы для записи алгоритма.

Ход урока:

1. Организация класса на работу.

2. Актуализация опорных знаний.

Выборочный диктант.

- Какие части речи вы знаете? Как различаете части речи в тексте? (по вопросам, знаем определения)

Предлагаю вам разделить страницу тетради на 3 столбика. Я буду читать текст, а ваша задача – в первый столбик записать все услышанные вами имена существительные, во второй столбик – имена прилагательные, в третий столбик – глаголы. Готовы?

На деревьях строят свои гнезда певчие птицы. В наших лесах весной звучат соловьиные трели. Под смолистым стволом елки стоит зеленая блестящая сыроежка.

- Как можете разобрать слова этих частей речи? (морфологический, фонетический разборы, разбор по составу).

Задание 1.

- Разберите по составу слова первого и второго столбиков.

- В каком порядке вы выполняли разбор? (Учитель фиксирует на доске)

1. Окончание

2. Основа слова

3. Корень

4. Приставка

5. Суффикс

- Можем ли сейчас разобрать по составу слова 3 столбика? (да, конечно) Какой частью речи являются эти слова? В каком порядке будете выполнять разбор по составу? (так же, как существительные и прилагательные)

На доске глаголы – строят, звучат, стоит.

- Разберите по составу глаголы. Возникли какие-нибудь затруднения?

3. Обозначение разрыва. Постановка учебной задачи. Проблемная ситуация.

Задание 2.

Добавляю еще 2 слова. Питать, умываться.

- К какой части речи относятся эти слова? Как узнали? (совершается действие)

- Разберите эти глаголы по составу. Справились с заданием? (не совсем, у глаголов нет окончаний) Каких знаний не хватает? (мы не знаем, входит ли в основу слова суффикс -ть) Откуда можем узнать об этом? (учитель скажет; может быть, есть правило в учебнике; в энциклопедии)

- Воспользуемся сведениями в учебнике. (С. 97 «Что нужно помнить, чтобы правильно разобрать глагол по составу»)

Фиксация разрыва в знаниях. Постановка учебной задачи.

- Можем ли мы пользоваться алгоритмом разбора по составу имен существительных и прилагательных для разбора глаголов? (не всегда) Почему? (потому что глаголы в текстах могут стоять в разных формах, не всегда можно выделить окончание)

- Какой вопрос у вас возник? (как правильно, в каком порядке разбирать глаголы по составу) Кто хочет получить ответ на этот вопрос?

Учебная задача: выяснить, в каком порядке нужно разбирать глаголы по составу.

Поиск решения учебной задачи.

Групповая работа. Предлагаю поработать в группах, понаблюдать над разбором глаголов по составу в разных формах.

Задание: Хотите сами составить порядок разбора глагола по составу?

- Проведите наблюдение над порядком разбора группы глаголов. Сформулируйте и запишите алгоритм разбора глагола по составу. Обоснуйте свою точку зрения.

В каждой группе по 5 человек. Даны 5 карточек с 4 глаголами на каждой (2 глагола в неопределенной форме). Учащиеся разбирают глаголы по составу на карточках самостоятельно, в группе обсуждают, в каком порядке нужно выполнять разбор. Фиксируют свой алгоритм выполнения разбора по составу. Обосновывают свое мнение.

Проверка и оценка выполненной работы – одна из групп представляет свой порядок разбора, остальные группы дополняют, комментируют, уточняют, возможно, спорят.

- Как узнать, правильно ли вами составлен алгоритм разбора глагола по составу? (может быть, в учебнике есть)

- Давайте посмотрим, есть ли порядок разбора глагола по составу в учебнике (с. 98).

- Сверьте составленный вами алгоритм с тем, который представлен в учебнике. Что можете сказать о выполненной вами работе?

Первичное воспроизведение нового знания.

- Еще раз проговорим алгоритм разбора глагола по составу (фиксация на доске):

1. Форма глагола

2. Не входят в основу

3. Основа

4. Корень

5. Приставка, суффикс

Обратите внимание на образец записи разбора в тетради (в алгоритме).

3. Выполнение упражнений по учебнику. Первичное закрепление.

Работа над упражнением 293, с.98 у доски, проговаривание по алгоритму.

Самостоятельная работа.

С.99, упр.294, 1 вариант – 1 столбик схем, 2 вариант – 2 столбик схем.

Коллективная проверка.

4. Рефлексия.

- Объясните, почему перед тем, как разбирать глагол по составу, нужно определить, в какой он форме?

- Почему удобнее начинать разбор глагола по составу «с конца»?

- Почему нужно соблюдать этот порядок?

5. Домашнее задание.

С.99, упр.295.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Урок, представленный в данной творческой разработке, направлен на формирование учебной деятельности младших школьников средствами предмета «Русский язык». Созданы условия по реализации системно-деятельностного подхода. Обучающимся предоставлена возможность самостоятельно определить и осознать цель предстоящей деятельности, формируется умение видеть проблемы, анализировать, ставить цели, находить способы их достижения. Обеспечена возможность совместного поиска информации в процессе работы в группах. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Благодаря применению групповых технологий обучения обеспечивается активность учебного процесса, достигается высокий уровень усвоения содержания учебного материала, оказывается стимулирующее действие на развитие ребенка.

При групповой форме работы учащихся на уроке возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. При этом знания конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении слабому однокласснику.

Все это позволило в максимальной степени достигнуть цели урока, сделать его интересным, необычным, деятельностным, соответствующим новым требованиям к обучению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] : учебное пособие / В.П. Беспалько . - М.: Педагогика, 1989. -192 с.

2. Дусавицкий, А.К. Урок в развивающем обучении [Текст] : Книга для учителя / А.К. Дусавицкий [и др.]. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008. – 354 с.

3. Зайцев, В.Н. Практическая дидактика. [Текст] / В.Н.Зайцев. - Москва: Народное образование, 2000. – 215 с. - (Профессиональная библиотечка учителя).

4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил.

5. Муравьева Е.Г. Проектирование технологий обучения. Иваново, 2001.

6. Петерсон, Л.Г. Что значит «уметь учиться» [Текст] : Методическое пособие для учителей /Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева/ под ред. Л.Г. Петерсон.- Москва, Ювента, Серия «Общеобразовательная программа «Школа 2000»», 2008. – 80 с.

7.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.[Текст]: учебное пособие / Г.К. Селевко. – Москва: Народное образование, 1998. – 256 с.

8. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. [Текст] : учебное пособие /Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина/ под общ.ред. Е.Н. Степанова. – Москва: Народное образование, 2002. – 263 с.

9.Федеральный государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru/

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

3. Прогнозировать предстоящую работу(составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


К публикации приложен файл:
http://росмедаль.рф/publication-files/Творческая разработка Гранкина.docx